(Часовой бизнес №3, 2006) Читать в формате pdf >>>
Едва ли не каждое руководство по технике продаж начинается с призывов быть позитивным. Сказать-то это легко, но как в реальности сделать так, чтобы речь настраивала клиента на позитивный лад?
Всем известна байка про двух коммивояжеров, приехавших в одну маленькую страну для продажи обуви. Как оказалось, местное население вообще не носило ботинок. На следующий день они оба отправили домой телеграмму.
- Продавец А: «Безнадежно. Здесь никто не носит ботинок. Я вернусь домой следующим кораблем».
- Продавец Б: -Какие возможности рынка! Столько народу — и все босые!»
Негативное мышление формируется обычно под влиянием страха перед неудачей, перед критикой. Если мы слушаем негативные новости, обсуждаем негативные подробности, негативно думаем (клиенты идиоты, у меня не получится), мы, скорее всего, поведем себя, как продавец А. Чтобы стать успешным продавцом, необходимо думать о хорошем, выглядеть отдохнувшим, спокойным, уверенным и так же уверенно вести беседу.
Уверенный вид создается осанкой, непринужденностью и свободой движений. Все это можно отрепетировать дома перед зеркалом. Попробуйте поздороваться сами с собой, улыбнуться, ответить на воображаемый вопрос или возражение. Зеркало поможет вам выбрать наиболее желательные позы, движения и выражение лица. Проведите несколько таких занятий, чтобы закрепить эти желательные позиции.
Позитивная речь создается путем выбрасывания из употребления негативных высказываний, например, выражений отрицания. Почему важно научиться обходиться без слова -не», даже если общий контекст фразы положительный? Приведем примеры. «Не беспокойтесь», «не волнуйтесь», «не думайте», «не расстраивайтесь» — эти слова фактически являются призывом беспокоиться, волноваться, думать и расстраиваться. Фраза: -У вас не будет неприятностей» вызывает не уверенность в их отсутствии, а, наоборот, опасение, что неприятности непременно случатся. Вот некоторые распространенные слова и обороты речи, которые необходимо исключить из своей речи:
- «Я надеюсь, что вы будете довольны — слово «надеюсь» выражает сомнение в сказанном;
- «Неправда», «вы ошибаетесь». Я с вами не согласен» и другие категорические фразы, задевающие собеседника, заставляющие его защищаться и нападать;
- Простите, что отнимаю у вас время» — самоуничижительное «отнимают у вас…» унижает ваше достоинство;
- «Если бы вы внимательно посмотрели, вы бы заметили…» — оценочное выражение, подразумевающее неполноценность собеседника;
- Слово «постараться», которое косвенно выражает трудность, даже невозможность действия. Например, если кто-то скажет, что он постарается сесть на стул, вы уверены, что он это сделает?
- Слова-паразиты, например: «ага», «хм…», «эээ…», «чудненько…», «как бы…» и т.д. — не только отвлекают внимание клиента, но и выставляют вас в неприглядном свете.
Также рекомендуется не употреблять предлог «но», обессиливающий предшествующую ему часть предложения, например: «Я знаю, что вы торопитесь, но я уверен, что вам захочется посмотреть…». Замените употребляемые вами выражения, перечисленные в левой колонке, на выражения, перечисленные в правой колонке.
Исключите из речи | Говорите |
Не раньше, чем… | Как только… |
Вы не поняли | Я неточно выразился |
Не беспокойтесь | Положитесь на меня |
Простите | Благодарю вас за… |
Объясните, а чем депо | Чем я могу вам помочь? |
Простите, что побеспокоил | Спасибо, что уделили мне внимание |
Нет проблем | Договорились, я согласен с вами |
Недели через две | 16 мая (точная дата) |
Я не знаю (я не в курсе дела) | Одну минуту, пожалуйста, я сейчас выясню… |
Вы ошибаетесь | Будьте любезны, уточните, о чем идет речь |
Стелла Зелепухина,
независимый HR эксперт
Часовой бизнес №3, 2006